?

Log in

No account? Create an account

arendaflatspb


Аренда квартир в СПб и обо всем понемножку


Previous Entry Share Next Entry
Она не танцует, а летает...
arendaflatspb

АННА ПАВЛОВА, ОДНА ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ БАЛЕРИН ХХ ВЕКА (1881 - 1931)
pavlovaanna3-min
Анна Павлова, 1913



Фото Ружены Глинской.

Я увидел в Павловой не балерину, а ГЕНИЯ ТАНЦА. Она подняла меня с земли ввысь, я не мог ни рассуждать, ни оценивать. Недостатков не было, как не может их быть у божества.

    Никогда  не встречал  такой божественной  легкости,  невесомой воздушности  и столь грациозных движений.

  С  первой минуты  был покорен естеством ее пластики,  она танцевала,  как дышала,  легко и непринужденно. Никакого стремления к правильному балету, фуэте, виртуозным фокусам. Только природная красота естественных телодвижений и воздушность, воздушность...

Серж Лифарь

                                       

Из воспоминаний Анны Павловой:

«Помню, когда я была еще в младшем классе в училище, приехал Государь Император Александр Третий с Императрицей Марией Федоровной и Великими князьями. Мы, воспитанницы, танцевали балет на нашей маленькой сцене. После балета нас всех пригласили в аудиторию, где была царская семья, и Государь посадил к себе на колени мою маленькую подругу. Я расплакалась. Меня стали спрашивать, о чем я плачу. Я тоже хочу, чтобы Государь посадил меня к себе на колени – отвечала я, обливаясь слезами. Чтобы утешить меня, Великий князь Владимир Александрович взял меня на руки, но я не удовлетворилась этим. Я хочу, чтобы Государь поцеловал меня.»

Все посмеялись. Он ее не поцеловал. Это желание быть первой, быть лучшей, привлечь к себе внимание – необходимое свойство будущей звезды. Если уж целоваться, то с Императором, или вообще не надо.

Она была хрупкая девочка, ей не всегда доставало сил преодолеть трудности обучения, у нее физически организм не выдерживал этой нагрузки. Но ее хрупкость соединялась с упрямой силой воли.

  «В этот именно вечер впервые появилась перед публикой воспитанница Павлова, и в этот же вечер она впервые обратила на себя общее внимание. Тоненькая и стройная, как тростинка, и гибкая, как она же, с наивным личиком южной испанки, воздушная и эфемерная, она казалась хрупкой и изящной, как севрская статуэтка.
Но иногда она принимала аттитюды и позы, в которых чувствовалось что-то классическое, и если бы одеть ее в эти моменты в античный пеплум, то получилось бы большое сходство с одной из figurine de Tanagra».

Так писал балетный критик Валериан Светлов в 1906 по свежим воспоминаниям о выпускном экзамене Анны Павловой

Анна Павлова

Николай Легат и Анна Павлова

Анна Павлова протанцевала на сцене Мариинского театра 10 лет. В балетах академического репертуара, которые шли на сцене этого театра не везде встречалась возможность выразить нечто психологически глубокое и значимое. И у Павловой была масса проходных, необязательных для нее партий. Две партии сделалиее великой для российского зрителя – это Никия и Жизель.

Анна Павлова высказалась о «Баядерке» так: «Я хочу показать целый ряд переживаний, переходов от одного чувства к другому.»

«...многие балерины удовлетворяются тем, что нравятся публике блеском и бравурностью исполнения. Павлова же завоевывала сердца своей неподражаемой грацией, утонченностью, каким-то не поддающимся описанию волшебством, какой-то одухотворенностью, присущей только ей одной...
...много говорилось об особой плавности движений ее рук. Это было индивидуальной особенностью ее дарования, единственного в своем роде. Она пользовалась этим даром, так же как и всеми другими своими приемами, подчиняясь тому внутреннему чутью, которое руководило ею в ее изумительном исполнении».

Карсавина

Павлова  сотрудничала с школьным приятелем, балетмейстером Михаилом Фокиным, он видел в Анне Павловой идеальную исполнительницу своих балетов.

В 1907 Фокин поставил для нее концертный номер «Лебедь» на музыку Сен-Санса. Этот номер сопровождал Павлову всю жизнь, образ лебедя стал ее любимым.

Фото Ружены Глинской.
............................................................................................

Мадам, благодаря Вам я понял, что написал прекрасную музыку!

Сен-Санс

  Поначалу "Лебедь" не был умирающим.  "Лебедь" в невесомой пачке просто плыл в безмятежности. Но затем Анна Павлова добавила в знаменитые 130 секунд танца трагедию безвременной гибели, - и номер превратился в шедевр, а на белоснежной пачке засияла "рана" - рубиновая брошь.

                                   

Естественным для Павловой было попробовать ставить самой. Такую попытку она предприняла в 1909 году на спектакле в Суворинском театре в честь 75-летнего юбилея владельца — А. Суворина. Для своего дебюта Павлова выбрала «Ночь» Рубинштейна. Она появилась в белом длинном хитоне с цветами в руках и волосах. Глаза ее загорались, когда она протягивала кому-то свой букет. Гибкие руки то страстно взывали, то пугливо отстранялись. Все вместе превращалось в монолог о безумной страсти. Патетика оправдывалась наивной искренностью чувства. Свободные движения корпуса и рук создавали впечатление импровизации, напоминая о влиянии Дункан. Но и классический танец, включая пальцевую технику, присутствовал, разнообразя и дополняя выразительные жесты. Самостоятельное творчество Павловой было встречено с одобрением. Следующими были «Стрекоза» Ф. Крейслера, «Бабочка» Р. Дриго, «Калифорнийский мак».
Здесь классический танец соседствовал и переплетался со свободной пластикой. Объединяло их эмоциональное состояние героини.

В 1910 году Анна Павлова ушла из Мариинского театра, создав собственную труппу. Павлова включила в гастрольный репертуар балеты Чайковского и Глазунова, «Тщетную предосторожность», «Жизель», «Коппелию», «Пахиту», интересные концертные номера. Балерина знакомила всех любителей балета с русским искусством. В труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики. С ними она создавала новые хореографические миниатюры, наиболее известные среди которых — «Ночь» и «Вальс-каприз» на музыку А. Рубинштейна и «Стрекоза» на музыку Крейслера.

  В 1914 Первая мировая война застала Павлову в Берлине, где балерина была ненадолго задержана как "русская шпионка". Ова вернулась в Россию, но затем со своей труппой отправилась через океан и в течение долгого времени с триумфальным успехомгастролировала по Северной и Южной Америке. Она первой открыла русский балет для Америки, где впервые балетные спектакли стали давать полные сборы.

Октябрьский переворот 1917 она встретила в Латинской Америке.

За 22 года бесконечных турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров, дала около девяти тысячи спектаклей.

pavlova-anna

Анна Павлова, 1913

Многие уверены, что именно Дягилев открыл Павлову миру. Но это не так. Анна Павлова уже танцевала в Швеции, Дании и Германии еще за год до возникновения «Русских сезонов». Более того, именно Павлова предложила Дягилеву включить в оперный сезон и балет (первые «Русские сезоны» были исключительно оперными). Дягилев изначально не верил в то, что европейцам, а тем более парижанам, понравится русский балет, и долго не соглашался, но через какое-то время все же решился попробовать включить балет в «Сезоны». Тогда условием показа русского балета в Париже был приезд Анны Павловой в составе труппы Дягилева.

«С самого начала ее сценической деятельности необыкновенное чувство позы и равновесия обеспечивало ей блестящее исполнение адажио. Па де буре на пуантах через всю сцену она выполняла так стремительно и плавно, что, казалось, плыла в воздухе. «Она не танцует, а летает»

Дягилев

anna_pavlova_and_enrico_cecchetti

Анна Павлова и Энрико Чекетти — великий итальянский артист балета, балетмейстер и педагог.

Один из выдающихся британских хореографов – сэр Фредерик Аштон – решил посвятить свою жизнь балету после того, как подростком увидел выступление Павловой в Эквадоре. Позднее он был свидетелем ее триумфальных выступлений на сцене Ковент Гардена. В преклонном возрасте сэр Аштон вспоминал о Павловой:

«На ней всегда бы­ла белая шубка, контрасти­рующая с ее черными волоса­ми. Она выглядела великолеп­но! И ее танец был невероят­ным! Гибкость рук, ве­лико­леп­ные ноги! У нее была пот­рясающая скорость, ко­то­рую нынче редко встретишь в танце. Она была грациозна в жизни и на сцене! Она была самой выдающейся театральной личностью из всех, кого я знал!»

В Стокгольме король Оскар каждый вечер приходил смотреть на нас. Но каково же было мое изумление, когда мне сообщили, что король приглашает меня во дворец. За мной прислали придворную карету, и я покатила по улицам Стокгольма, словно принцесса».
Король Оскар «пожаловал мне шведский орден «За заслуги перед искусством".
Я была очень польщена такой милостью; внимание, оказанное мне толпой, провожавшей меня после одного представления от театра до моего отеля, было мне еще дороже».
«Долго, долго толпа не хотела расходиться... Растроганная до глубины души, я обратилась к своей горничной, спрашивая: «Чем я так очаровала их?»
- Сударыня, - ответила она, - вы подарили им минуту счастья, дав им на миг позабыть свои заботы.
Я не забуду этого ответа... С этого дня мое искусство получило для меня смысл и значение».



  • 1
да классика

Прекрасная балерина!

Легендарная балерина

Милая какая

Люди сильной воли при таком адском труде.

Я как-то посмотрел документальный фильм о подготовке балерин. Мне их жаль. Да и ничего не понимаю в балете.

Отличного дня и настроения )

Спасибо! И взаимно!)

Её убили большевики.

Павлова была великолепна...

Великая балерина!

С поправкой на время)

Нынче ученицы последних классов балетных училищ танцуют более сложные партии. И поверьте, не менее легко и воздушно)

Поспорила бы, но не хочу...

Русский балет - лучший в мире!

Само совершенство.

А как танцевала!

  • 1